Тема проекта курение на английском

вернуться к списку работ секции

 

Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им.

В. И. Вернадского 2002/ 2003 г.

 

 

Направление: Человек в современном мире

Подсекция: Проблемы современной молодежи

Название работы

Проектная работа как средство формирования активной позиции страшекласников против вредных привычек (на материале английского языка)

 

Авторы работы

Большаков Дмитрий,

Обшаров Владимир

1. Введение.

Актуальность исследования обусловлена особенностями психического развития в раннем юношеском возрасте, к которому относятся старшие школьники, ролью обучения в становлении личности, необходимой современному обществу.

Объектом исследования является роль образовательного процесса в формировании необходимых ценностных качеств старших школьников.

Предметом – использование проектной работы при обучении иностранному языку (ИЯ) в качестве средства выработки активной позиции старшеклассников против вредных привычек.

Исследование носит прикладной характер и осуществлялось на стыке психологии, педагогики, методики преподавания ИЯ, лингвистики по заказу кафедры ИЯ лицея №84.

Основными методами исследования являлись изучение литературы по проблеме, анкетирование, анализ полученного материала, интерпретация , результатов, синтез.

В ходе исследования подтвердилась рабочая гипотеза о том, что применение метода проектов при изучении темы «Экология» (подтема «Здоровье») может способствовать выработке активной позиции старшеклассников против курения.

Были изучены работы таких ученых, как Е.Н. Шиянов, В.А. Сластенин, И.В. Дубровина, Е. Полат и др. Проведено анкетирование для выявления причин курения среди учащихся 9 – 11 классов лицея 84. Подобраны тексты для работы по теме на уроках ИЯ, задания к ним, составлены терминологические словари. Проведены конкурсы на лучшее мини-сочинение по теме и на лучшую антирекламу сигарет. Продуктом проектной деятельности является дискуссия по теме на собранном фактическом материале из жизни старшеклассников лицея. Согласно данным второго анкетирования не остались равнодушными к проблеме и активно боролись с курением в ходе проекта 59 % .

Участие в разработке проекта, сборе материала, его анализе способствует также выработке таких полезных качеств, как совершенствование работы со словарем, обще учебных умений, формированию исследовательских умений, становлению ценностных качеств и т. д.

Выступление с докладом на лицейской конференции получило высокую оценку и рекомендовано для участия в Обнинской научно- практической конференции; данные анкет переданы лицейскому психологу. Отобранные тексты по теме на английском языке внедрены в практику работ других учителей лицея

2. О проблемах личностного развития в раннем юношеском возрасте.

В раннем юношеском возрасте (5-7лет) в основном завершается физическое развитие организма, нарастает мышечная сила и работоспособность, заканчиваются формирование и функциональное развитие тканей и органов.

Особенности психического развития в раннем юношеском возрасте во многом связаны со спецификой социальной ситуации развития, суть которой состоит в том, что общество ставит перед молодыми людьми жизненно важную задачу осуществить именно в этот период профессиональное самоопределение не в виде мечты, а в плане реального выбора.

И. В. Дубровина, В. А. Сластёнин, Е. Н. Шиянов и другие полагают, что основными задачами развития в ранней юности являются [4], [5], [6]:

-   Обретение чувства личной тождественности и целостности (то есть объединить всё, что молодой человек знает о себе самом, осмыслить, связать с прошлым и спроецировать в будущее);

-   Обретение психосексуальной идентичности (осознание и самоощущение себя как достойного представителя определённого пола);

-   Профессиональное самоопределение;

-   Развитие готовности к жизненному самоопределению, что предполагает достаточный уровень развития ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности.

Понятие «личности» является не только понятием, отражающим фактическое состояние социальных свойств человека, но и понятием ценностным, выражающим идеал человека [5]. Существует много определений понятия "личности " – как природное существо (биологическое направление), как социальное существо (социологическое) и как нечто среднее (биосоциальное направление). Согласно Л. С. Выготскому "личность – это целостная психическая система. " [5].

Важнейшая характеристика личности – социальный облик человека. Взаимодействие человека с обществом обозначается понятием "социализация" в российской педагогике и психологии и "адаптация" в американской социологии.

Сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация.

Воспитание в отличие от социализации, которая происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, рассматривается как процесс целенаправленный и сознательно контролируемый социализации (семейная), религиозное, школьное воспитание.

В условиях школы педагоги решают три группы задач (на разных этапах развития в жизни человека удельный вес каждой группы может меняться): 1) естественно-культурные,2) социально-культурные (познавательные, морально нравственные и. т.п.) 3) социально-психологические (связанные со становлением самосознания личности). Если какая- либо группа задач или наиболее значимые из нее остаются нерешенными на том или ином этапе социализации, то это или задерживает развитие личности, или делает его неполноценным.

Отклоняющееся поведение в подростковом и юношеском возрастах часто сопровождается алкоголизацией и употреблением токсикоманических веществ, обычно в научной литературе оно обозначается термином "аддитивное поведение". Как показали исследования, подобное поведение сигнализирует о психологическом неблагополучии. Подрывается здоровье молодого человека, происходит задержка развития социальных и трудовых навыков, укрепляется инфантильное отношение к себе, как к особому существу, на которое не распространяются общие законы. Психологический анализ проблемы аддиктивности [4] показал влияние наследственной отягощенности, нервно- психических заболеваний, неправильного семейного воспитания.

К подобному "аддитивному" поведению современные психологи склонны относить и увлечение молодежи курением, хотя ряд мотивов курения отличен от выше перечисленных.

Проблема курения также связана с психологическим неблагополучием молодых людей, неразвитостью собственной личности, влиянием быта, вкусов общества, поведением и привычками выбранных идеалов для подражания.

3. О роли обучения в развитии личности.

В современной психолого-педагогической науке под обучением следует понимать не процесс "передачи" готовых знаний от учителя ученику, а широкое взаимодействие между обучающим и обучающимся. С целью развития личности [5].

Вне обучения не может быть полноценного развития личности. Обучение позволяет человеку присваивать различные духовные ценности. Однако, это присвоение осуществляется в процессе собственной деятельности человека, формируя у него психические и личностные новообразования (Л. С. Выготский [6]).

Связующим звеном между обучением и развитием человека выступает деятельность учения, содержание которой меняется на разных возрастных этапах, учение - это деятельность целенаправленного присвоения человеком общественно-исторического опыта и формирования на этой основе индивидуального опыта.

Это деятельность осуществляется при помощи внешних и познавательных внутренних действий. К внешним относятся практические, а к внутренним – умственные действия.

Учебная деятельность, как и любая другая, характеризуется следующей структурой: имеет цель, предметным содержанием, средство и способы; предметным содержанием учебной деятельности являются усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработка приемов и способов, их программ, алгоритмов. Усвоение – центральное звено учебной деятельности. Это сложная интеллектуальная деятельность, сохранение и воспроизведение и т. д. Усвоение – фазный процесс. В его структуре выделяют такие этапы как:

-   формирование отношения к учебному материалу;

-   процесс ознакомления, обеспечивающий получение информации,

ее смысловую обработку;

-   активная смысловая проработка;

-   включение нового материала в имеющуюся систему знаний;

-   запоминание и сохранение усваиваемого материала;

-   применение полученных знаний, умений и навыков;

Основным продуктом (результатом) учебной деятельности являются обогащение концепции жизни, развитие своеобразного личностного концептуального видения мира.

Концептуальное видение мира характеризуется расширением понятий и представлений личности о мире, людях и о себе, формированием личностных ценностей и идеалов, совершенствованием методов практической деятельности.

Цель современного образования – развитие тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в социально учебную деятельность.

Современное общее образование должно быть направленно на формирование гуманитарной культуры личности, характеризующей ее внутреннее богатство, уровень развития духовных потребностей и способностей и. т. д.[6].

У человека, достигшего того уровня развития, когда его можно назвать личностью, все свойства и качества приобретают определенную структуру, логическим центром и основанием которой становится мировоззрение.

Мировоззрение представляет собой целостную систему научных, философских, социально- политических, нравственных, эстетических взглядов на мир. Мировоззренческие убеждения – это указания, перешедшее во внутреннюю позицию личности. Выполняя регулятивную функцию, убеждения определяют весь духовный строй личности – ее направленность, ценностные ориентации, интересы, желания, чувства, поступки. Убеждения тесно связаны с нравственной культурой. Усвоенные и принятые личностью нравственные нормы, принципы, категории, идеалы выражают ее определенное отношения к другим людям, к себе, к своему труду, к природе.

4. Организация проектной работы на материале аутентичных текстов о вреде курения на английском языке.

В содержание обучения иностранному языку (И. Я.) входят определенные языковые и страноведческие знания, комплексы умений и навыков частнопредметного и обще учебного характера.

В программе также перечислены основные сферы общения на завершающем этапе обучения – учебно-трудовая, социально-культурная, общественно-политическая и отчасти профессиональная [3]. В рамках названных сфер выделяются группы тем, связанные с молодежью, ее местом в жизни, морально-этическими ценностями, здоровым образом жизни и. т. д. Рассматриваются в основном психологические проблемы отношений взрослых и детей, молодежной музыкальной культуры, моды и. т. д.

В рамках сферы общения "Экология" (Экология окружающей среды и человека) решено было реализовать проект, результатом которого должна стать дискуссия о здоровом образе жизни.

Согласно Т. Новиковой [1] и Е. Полату [2] гуманитаризация образования вносит коррективы в содержание образования и методы обучения, делает их приближенными к личности. Метод проектов суть развивающего, личностно-ориентированного характера обучения. Метод проектов – такая организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий-проектов.

Основные требования к использованию метода проектов:

1) наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания;

2) практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов;

3) самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;

4) структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов и распределением ролей;

5) использование исследовательских методов (проблематика, формулирование гипотезы и. т. д.).

На уроках английского языка в 11 "Д" лицее № 84 были сформированы 3 группы со своими заданиями, результатом этой коллективной работы явилась дискуссия о здоровом образе жизни. Были выделены следующие этапы:

1. Начальный этап (постановка вопроса, разработка плана работы, распределение заданий).

2. Подготовительный этап (выполнение заданий: разработка анкет, подбор заданий, текстов, написание сочинений).

3. Этап обобщения собранного материала и уточнение плана дискуссии, уточнение распределения ролей.

4. Этап реализации проекта. Проведение дискуссии. Подготовка дискуссии заняла около 1,5 месяцев. Затем практико-ориентированный групповой проект вылился в индивидуальный исследовательский проект-подготовку курсовой, связанной с выработкой активной позиции старшеклассников против курения на уроках английского языка.

Анкетирование проводилось дважды. Вначале анализировались причины подросткового курения, осведомленность о вреде табака подростков лицея (71 чел.) и затем данные сопоставлялись с мировыми тенденциями (сайт: www Smokers.). Согласно результатам анкеты №1 общие тенденции в лицее совпадают с мировыми: 36% девочек против курения (31% - мир. тенд.); совпадает мнение девочек о причине курения у взрослых (расслабление) – 21%-29%; многие девочки пытались курить 17%-19%; единодушие в причине подросткового курения :23%-29%; курящих не терпят в большинстве своем девочки 21%-26%; в семьях курят в основном отцы: 16%-18%; о вреде табака также в основном более осведомлены девочки: 41%-45%.

Право на курение русские девочки отдают мужчинам: 12%, на западе 18% за женщин. Никто не должен курить, считают 22% мальчиков и 20% девочек на западе, в лицее – 18% мальчиков и 20% девочек. 31% русских мальчиков считают, что курят для того, чтобы казаться взрослее по сравнению с 16% зарубежных мальчиков. Равнодушных к проблеме курения в лицее больше, но и больше некурящих семей.

Затем на уроках иностранного языка отрабатывался текстовый материал, лексика (тесты 1,2,3 см. Приложение). Проводились конкурсы на лучшее мини-сочинение по проблеме, конкурс на лучшую антирекламу сигарет, затем дискуссия, на которую приглашались учащиеся параллельных классов. Кроме дискуссии было проведено второе анкетирование.

После проведения дискуссии учащихся была предложена анкета №2 (см. Приложение) с целью выяснить на сколько изменилось отношение участников проекта и присутствующих на мероприятии к проблеме курения, а также с целью узнать, какие практические действия они предпринимали в ходе работы над проектом. Наибольшее количество положительных примеров, а также примеров по выработке активного отношения было у активных участников проекта: 59% из них изменили свое отношение к курению, 42% пытались оказать помощь друзьям, причем активно: советовали посетить психолога или доктора 33% из них, а также предпринимали другие действия »42% (отбирали сигареты, следили за курящими, обязывали клятвой и т.д.). В ходе проекта они научились в основном активным действиям по борьбе с курением (59%): антирекламе, пропаганде здорового образа жизни. Полезность дискуссии видит 25% участников, 59% предлагают сделать компанию по борьбе с курением постоянной и распространить ее также в рамках других предметов (генетика, биология, химия, психология, ОБЖ и т.д.).

5. Заключение.

В результате проделанной работы можно отметить, что активные формы организации учебной работы с текстами на английском языке оказывают влияние на воспитание личности, выработку его активной позиции. Наиболее ярко это проявляется у непосредственных участников проектной работы, у тех, кто пассивно участвует (в роле наблюдателя или привлекается к работе на конечном этапе) эффект ослаблен, хотя имеются позитивные сдвиги: »45% из них подсчитали необходимым продлить компанию борьбы с курением в рамках других предметов. Анализ анкет показал, что работа предметников должна соотноситься с работой школьного психолога, особенно при изучении проблем современной молодежи.

6. Список литературы.

  1. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности – // Народное образование, 2000, №7 стр. 151-157
  2. Полат Е. Метод проектов на уроках иностранного языка// Иностранные языки в школе, 2000, №2 стр. 3-10.
  3. Программы Иностранные языки/ ред. А. Ю. Горчев. – М.: Просвещение, 1994.
  4. Практическая психология образования/ ред. И. В. Дубровиной_ М.: Творческий центр Сфера, 1998.
  5. В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев и др. Педагогика- М.: Школа- пресс, 1998.
  6. Е. Н. Шиянов, И. Б. Котова. Развитие личности в обучении.- М.: Academia, 1998.
  7. Интернет (перечень сайтов):
  8. w.w.w. europeproblem. Com
  9. w.w.w. Smokers.com
  10. w.w.w. Smoking. ru
  11. w.w.w. tobacco.ru

7. A few words about tobacco.

1.Early explorers in America were surprised to see Indians "drinking smoke." They saw the Indians set fire то rolls of dried leaves and then inhale the smoke. The dried leaves were tobacco.

Today, people set fire to cigarettes — а roll of dried tobacco leaves. It is no longer the strange or unusual sight that Christopher Columbus saw. In recent years scientists have discovered that "drinking smoke" is dangerous to one’s health. As а result, doctors have made many studies to find out the effect of cigarette smoke on the human body. They have discovered that the most serious effects are hidden.

How does the smoke of а cigarette affect а person' s body? For one thing it interferes with the basic purpose of breathing. It prevents oxygen from getting into the blood by paralyzing the cells that clean the air in the lungs. The "dirty" air in the lungs then causes mucus to build up in the lungs and this, in turn, causes coughing.

Smoking cigarettes also affects the heart because of а drug in cigarettes called nicotine.

Nicotine travels rарidly to the brain. Within а minute or two after а person "drinks smoke" from а cigarette, nicotine is present in the brain. From the brain, the nicotine travels to other important organs such as the liver and the kidneys. In the liver it causes the release of sugar into the blood. The increase of sugar in the blood makes one feel more energetic by giving the feeling of а "lift."

Many experts feel that cigarette smoking is so common and so dangerous that it can be called an epidemic.

2.Attitude towards smoking

In Russia smoking is prohibited in public places: in public transport, in subway and on the board of airplanes. You may be warned and asked to stop smoking for breaking the rule. Smoking is prohibited in some cafes, shops, restaurants and trains, and in certain other public places where there is а sign "No smoking". It is prohibited to smoke in the hallways, unless there is а special placard "Smoking place" (" Место для курения").

Unfortunately, many people smoke in Russia, and the Government of Russian Federation is taking certain measures to ensure health of the Russian citizens. In some places smoking is prohibited even in the reception rooms; it is forbidden to smoke during the lectures at universities. During business meetings one may smoke only if the hosts of the meeting don t mind it. Smoking is allowed in most restaurants and other places of entertainment.

In order to avoid unpleasant situations, we strongly recommend that smokers ask for permission to smoke. Please, ask your fellow visitors and counterparts if theу mind your smoking. Following the rule is especially important in private houses and apartments.

One of the most important problems of nowadays is teenagers’ smo­king. It closely came into our mode of life. Appearance of smoking people doesn't shock us at all. 10 years ago a smoking teenager wouldn't appear in the company of grown-ups with the cigarette. But it is the past. Now, a smoking teenager is a normal, habitual pic­ture.

3. Questions to the texts:

1. What is the homeland of tobacco?

2. What is a cigarette?

3. What have scientists discovered in recent years about tobacco?

4. How does the smoke of cigarette affect, а person's body?

5. What is the role of nicotine?

6. Where is smoking prohibited in Russia?

4. A list of terms:

Angina- ангина Depression- депрессия

Diabetes- диабет Back pain- боли в спине

Questionnaire #1 Boys Girls Boys Girls

1.What is your attitude to smoking? (Lyceum %) (world %)

a) Not bad 7 4 7 4

b) Neutral 11 24 - -

c) bad 18 36 18 31

2) Who has the right то smoke?

a) Everybody 16 36 9 11

b) Only men 6 9 5 9

c) Only women 20 13 6 18

d) Nobody - - 22 20

3) Do you know a lot about the harm of smoking?

a) A lot 30 28 11 21

b) Not much 7 11 18 8

c) I know nothing 13 11 14 29

4) Why do you think grown-ups smoke?

a) Smoking "switch" them off for a little period of time 14 9 2 9

b) it helps them to relax 27 21 36 29

c) it helps to throw off odd kilogram’s 2 9 7 9

d) It is the habit and the reason of its appearance even 10 8 - 8

grown-ups don’t know

5) Have you ever tried to smoke?

a) Yes 40 21 36 19

b) No 27 12 27 13

6) What is the reason of teenagers’ smoking?

a) Curiosity 18 23 25 29

b) They do it because they want to look like grown-ups 31 8 16 10

d) Desire to seem elder before the coevals 11 19 13 7

7). Do you hate smoking people?

a) Yes 4 11 11 21

b) No 41 14 40 17

c)I don't care 13 17 9 2

8).Do you smoke?

a) Yes 18 26 35 39

b) No 35 21 18 8

9). You think that it is necessary to try everything

in your life?

a) Yes 31 18 37 29

b) No 20 31 11 33

10).Do your parents smoke?

a) Both 7 4 11 9

b) Only father 20 18 31 16

c) Only mother - 6 11 8

d) Nobody 15 30 5 19

11).Do you know what tobacco consists of?

a) Yes 23 41 26 45

b) Not really 7 4 11 9

c) I don't know - 1 3 -

d) Partly 14 10 6 -

Questionnaire #2

1.Did you change your attitude to smoking

theparticipants (%)

the audience

(%)

a) Yes

59

25

b) No

25

40

c) I have always been indifferent to it

16

35

2. Have you ever tried to help somebody

 

 

cope with this problem

 

 

a) Yes

5

45

b) No

42

26

c) I’m not going to

15

29

3. How did you try to do it

 

 

a) Shared information in books or films

25

10

b) gave an address of a specialist

33

30

c) take part in discussion

42

60

4. In the course of the project work you:

 

 

a) got some new information

33

28

b) heard nothing new

8

17

c) learned to do something

59

55

5. Are such project useful

 

 

a) yes

25

12

b) no

-

17

c) I don’t know

16

26

d) Your other point of view

59 45

The number of a people

12 47

вернуться к списку работ секции

Источник: http://2003.vernadsky.info/works/g6/03324.html