Сахарный диабет лечение гормоны тестестерон

Некоторые показатели сердечно-сосудистой системы у учащихся 7-15 лет

Среднее артериальное давление у мальчиков увеличивалось от 7 к 9 го-дам, а в десятилетнем возрасте достоверно снижалось и не отличалось от его величины в 7 лет. Дальнейший рост и развитие учащихся сопровождались дос-таточно плавным нарастанием среднего давления, причем от 12 к 16 годам оно возрастало на 6,6 мм рт.ст. У девочек достоверное увеличение среднего артери-ального давления происходило в 11 лет, от 12 до 16 лет его абсолютные вели-чины были ниже, чем у школьников того же возраста [4].

Более выраженная возрастная динамика у мальчиков прослеживалась по величине максимального артериального давления. Выявился его достоверный подъем от 7 к 9 годам и последующее понижение в 10 лет. Начиная с 11 – 12 лет происходил постепенный неуклонный рост максимального давления [4, 40].

Повышение максимального артериального давления происходит нерав-номерно. Наибольшее повышение его отличается у мальчиков в 10 – 11 и 15 – 16 лет, у девочек – в 8 – 9 и 11 – 12 лет [33, 34]. К 16 годам у девочек величина максимального артериального давления оказывается меньше, чем у мальчиков этого возраста [4].

Пульсовое давление с возрастом тоже увеличивается (с 31,15 мм рт.ст. в 7 лет до 43,4 мм рт.ст. в 17 лет у мальчиков и с 31,1 до 38,4 мм рт.ст. у девочек). Достоверной разницы между величинами пульсового давления у мальчиков и у девочек не отмечено, за исключением 13, 14 и 17 лет, когда пульсовое давление значительно выше у мальчиков [33, 34].

Сложная картина возрастных изменений артериального давления и сер-дечного выброса сочеталась с колебаниями удельного периферического сопро-тивления, которое имело тенденцию к увеличению к 16 годам.

Таким образом, возрастная динамика основных параметров, определяю-щих состояние центральной гемодинамики у школьниц несколько отличалась от таковой у школьников.

Возраст 9 –10 лет следует рассматривать как переломный в развитии сердечно-сосудистой системы, поскольку в этот период направленность возрас-тных изменений показателей артериального давления у мальчиков и девочек противоположна. С окончанием полового созревания у девочек (14 – 15 лет) и мальчиков (15 – 16 лет) устанавливаются величины показателей гемодинамики на уровне, характерном для взрослых людей. Несомненно, что период полового созревания связан со значительными изменениями в функционировании систе-мы кровообращения [4].

1.2. Возрастные изменения пульса

Исходя из концепции о сердечно-сосудистой системе как индикаторе адаптационно-приспособительной деятельности целостного организма, следует прежде всего обратиться к анализу частоты сердечных сокращений – универ-сальной реакции организма в ответ на любую нагрузку [24, 38].

По современным представлениям частота сердечных сокращений являет-ся информативным показателем и её исследования могут дать ценные сведения о состоянии регуляторных систем организма [42].

Показатели ЧСС, также как и АД в состоянии относительного покоя с возрастом изменяются [30]. Частота сердечных сокращений обычно измеряется по пульсу, поскольку каждый выброс крови в сосуды приводит к изменению их кровенаполнения, растяжению сосудистой стенки, что ощущается в виде толчка [13].

Хорошо известным фактом в возрастной кардиологии является неуклон-ное урежение пульса с возрастом, как результат изменения лабильности сину-сового узла и становление более совершенных форм нейрогуморальной регу-ляции сердца и прежде всего усиления тонических влияний блуждающего нер-ва [43, 44].

В первые годы жизни пульс еще не устойчив, не всегда ритмичен и в ка-кой – то мере таковым сохраняется до 6 – 7 лет. Начиная с 7 – 8 лет пульс ста-новится ритмичным, устойчивым, правильным. Эта особенность деятельности сердца объясняется тем, что к этому возрасту в основном завершается развитие нервного регуляторного механизма сердечных сокращений [28]. У мальчиков и девочек в состоянии покоя в возрасте 7-12 лет пульс не имеет тенденции к уре-жению. Более того, у девочек в возрасте 10 –11 лет пульс учащается. И только с 13-летнего возраста начинается процесс прогрессирующего урежения пульса [45].

В норме у взрослого человека ЧСС –75 ударов в 1 минуту. У новорож-денных значительно выше – 140 ударов в минуту. Интенсивно снижаясь в те-чении первых лет жизни , ЧСС составляет к 8-10 годам 90-85 ударов в минуту, а к 15 годам приближается к величине взрослого [13].

Средние величины частоты пульса имеют тенденцию к урежению с воз-растом и колеблются у мальчиков от 92 ударов в минуту в 7 лет до 75 ударов в минуту в 17 лет; у девочек соответственно с92 до 79 ударов в минуту. Во всех возрастных группах частота пульса у девочек больше, чем у мальчиков [34]. Е.А.Аксянова, М.А.Сырцова в 5, 6 и 7–летнем возрасте регистрировали ЧСС соответственно в пределах 86-108, 84-100 и 80-100 в минуту [24].

По данным Д.А.Фарбер ЧСС у детей в возрасте 7лет 91,2 уд/мин, 10 лет - 78,7 уд/мин [22, 28].

У детей частота сердечных сокращений выше, чем у взрослых, что обу-словлено более высоким обменом веществ и преобладанием тонуса симпатиче-ских нервов. Большая частота сердечных сокращений у детей имеет важное значение для обеспечения минутного объёма крови, т.е. количества крови, вы-брасываемого сердцем за одну минуту. Ударный, или систолический объём крови у детей небольшой, и обеспечение необходимого притока крови к орга-нам и тканям достигается учащенной деятельностью сердца [28]. Рост и разви-тие детей сопровождается адекватным реформированием системной гемодина-мики, которое характеризуется закономерным увеличением минутного объёма за счёт преимущественного роста ударного объёма и скорости сердечного вы-броса [21, 46].

Количество крови, выбрасываемое в аорту сердцем новорожденного при одном сокращении всего 2,5 см3 (табл. 3). К первому году оно увеличивается в 4 раза, к 7 годам – в 9 раз, а к 12 – в 16,4 раза [13].

Таблица 3

Изменение частоты сердечных сокращений в зависимости от возраста.

Показатели Новорож-денные Возраст в годах

1 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Частота сердечных сокращений

(1 мин) 140-135 120 95 92 90 88 86 84 82 80 78 76

1.3. Влияние школьной нагрузки на сердечно-сосудистую

систему учащихся

Обучение в школе, являясь важным фактором в жизни детей, предъявляет немалые требования к организму ребенка. Общая учебная нагрузка слагается из нескольких компонентов. Главным из них является умственная нагрузка, воздействию которой подвергаются дети в время всего процесса обучения. По-мимо этого в жизни школьников важную роль играет компонент статической нагрузки, обусловленной школьной гипонинезией. Известно, что умственный труд существенным образом изменяет состояние системы кровообращения [4].

В настоящее время имеется обширная литература по изучению реакций отдельных показателей кровообращения в ответ на умственную нагрузку. На основе анализа выявляются две точки зрения. Одна группа исследователей счи-тает, что учебная деятельность вызывает учащение пульса, подъем артериаль-ного давления, увеличение ударного объема крови. Другие, наоборот. – уреже-ние частоты сердечных сокращений, падение артериального давления и умень-шение ударного объема крови [47].

Изучая у школьников 7 – 17 лет простыми методами изменение артери-ального давления (по Короткову) и частоты сердечных сокращений (палькатор-но) , Т.Н.Сердюковская установила, что к концу учебной четверти, полугодия и года происходит снижение максимального артериального давления во всех воз-растных группах. Несмотря на то, что число обследованных было большим, четкой динамики минимального давления и частоты сердечных сокращений выявить не удалось [4, 48].

С.Б.Догадкиной и И.О.Туницыным [49] было проведено изучение изме-нений показателей центральной гемодинамики школьников подготовительного – IV классов от начала к концу учебного года.

У детей подготовительного класса к концу первого полугодия было обна-ружено достоверное снижение минимального, среднего и бокового давления , а также удельного периферического сопротивления. На протяжении всего учеб-ного года величина максимального артериального давления, ударного и минут-ного объемов оставались относительно постоянными. К концу учебного года у детей 6 лет происходили благоприятные сдвиги в функционировании сердеч-но-сосудистой системы.

Было установлено, что у учащихся I класса от начала к концу учебного года происходило снижение всех видов артериального давления, уменьшение частоты сердечных сокращений, значительное повышение сердечного выброса, снижение удельного сопротивления. Эти изменения свидетельствуют об осо-бенно выраженном у этой категории детей “школьном стрессе” [6, 50, 51].

Колебания частоты сердечных сокращений у первоклассников на уроке русского языка, математики, чтения не превышало 10 ударов в первые 13-17 минут учебной работы. Затем стабильность пульса нарушалась [52].

У учащихся 3 класса наблюдались небольшие сдвиги максимального ар-териального давления, а частота сердечных сокращений замедлялась. Сердеч-ный выброс и удельное периферическое сопротивление возрастали [4].

У старших детей (9 – 10 лет) все сдвиги кровообращения выражены в меньшей степени, чем у младших (7 – 8 лет), свидетельствуя о совершенство-вании адаптационных механизмов с возрастом и связанной с этим лучшей адаптацией к учебной нагрузке [6]. Согласно результатам

Источник: http://www.mark5.ru/64/16983/index1.3.html