Работа ухудшение зрения школьников

Защита работы.

Тема моей работы «Изучение состояния зрения учащихся школы и причин его ухудшения». Эту тему я выбрала не случайно. Проходя в этом году медосмотр, я обратила внимание на то, что в нашем классе много учеников с различными отклонениями в состоянии здоровья. Причем у двух учащихся из 20 (в том числе и у меня) близорукость. Я поинтересовалась у школьной медсестры, много ли учащихся в школе имеют плохое зрение. По материалам ежегодной отчетности оказалось, что нарушения зрения диагностируются примерно у 10%  школьников. По характеру заболеваний нарушения зрения находятся на втором месте среди всех заболеваний. 

Таблица.  Характеристика заболеваемости.

Виды заболеваний

Годы

2008

2009

2010

1.Нарушение осанки

35

33

29

2.Снижение зрения

29

34

33

3. Болезни сердца

13

9

11

4.Болезни органов дыхания

9

9

7

5.Болезни органов пищеварения

5

6

9

Проблема ухудшения зрения и стала основной причиной выбора моей темы. Анализ литературы по теме исследования показал, что, несмотря на важность темы, имеется небольшое количество книг по данной теме. В основном это давно изданные книги и энциклопедии. Знакомство с материалами, представленными в сети Интернет, позволило выяснить, что существует множество сайтов, в которых рассматриваются проблемы и указываются разные причины ухудшения зрения. Я решила выяснить сама, в чем же состоят причины падения зрения учащихся нашей школы, так как эта тема является актуальной для нашей школы.

Объектом моего исследования являлись учащиеся 7 – 11 классов.

Предмет исследования – это состояние зрения учащихся школы.

Цель моей работы состояла в том, чтобы изучить состояние зрения учеников школы, причины его ухудшения  и рекомендовать средства профилактики.

Для достижения цели исследования необходимо было решить ряд задач:

-изучить какую роль играет зрение в жизни человека;

-выявить процент учащихся в 5-11 классах, имеющих различные заболевания глаз;

-установить основные причины ухудшения зрения;

-проверить соответствие освещенности школьных кабинетов  санитарно - гигиеническим нормам;

-разработать рекомендации для профилактики ухудшения зрения, физкультминутки для глаз.                                          

 Я использовала следующие методы исследования:

     - Анализ различной литературы;                              

     - Беседа со школьной медицинской сестрой;

     - Анкетирование  школьников;

     - Наблюдения.

Всем известно, что зрению принадлежит очень важная роль в жизни каждого человека. Оно доставляет нашему сознанию наиболее полную информацию об окружающем нас мире. Недаром народная пословица гласит: " Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать".

Поэтому возникающие проблемы со зрением ведут к нарушению адекватного восприятия. Иными словами, вместе со зрением мы теряем возможность видеть мир таким, каков он есть. Ухудшение зрения может стать серьезным препятствием в учебе и работе.

К сожалению, в большей или меньшей степени эти проблемы знакомы многим.  Вместе с медицинской сестрой нашей школы по медицинским  картам было выявлено следующее количество учеников 7-11 классов, имеющих  дефекты зрения:

Вывод. 10 % учащихся 7 – 11 классов имеют различные дефекты зрения.

  Главные причины нарушения зрения, по мнению медиков:

  1. наследственные факторы и следствие заболеваний.

Выяснено, что различные отклонения в зрении часто обусловлены наследственностью. В том числе, это касается и близорукости. По данным ВОЗ, в разных частях света близорукостью страдает от 19 до 40%. Все эти люди – потенциальные родители следующего поколения близоруких.

Нередко причиной заболевания глаз являются и общие заболевания. Часто возникают и тяжело протекают болезни глаз у людей, больных туберкулезом, диабетом, рахитом, во время болезни или после гриппа, а также в связи с болезнями сердца, сосудов.

2. недостаточное естественное и искусственное освещение.

 Ученые установили, что развитию близорукости способствует недостаточное и нерационально устроенное естественное и искусственное освещение.

3. несоблюдение гигиенических правил при письме, чтении, работе с компьютером.

С целью выяснения причин ухудшения зрения учащихся школы я провела исследование освещенности в школьных кабинетах и опрос школьников в форме письменного ответа на предложенную анкету.

Я решила проверить, соответствует ли уровень освещенности в классных кабинетах санитарным нормам.

Освещённость — физическая величина, численно равная световому потоку, падающему на единицу поверхности:

 (Единицей измерения освещенности в системе СИ служит люкс.)

Освещённость измеряется с помощью люксметра. Но этого прибора у нас в школе нет, поэтому для оценки естественного освещения я использовала геометрический метод определения светового коэффициента:

Также я определила коэффициент искусственного освещения, коэффициент заглубления.

Кроме того, я оценила искусственную освещенность, но очень приближенным методом определения.

При определении параметров освещенности я увидела, что коэффициенты естественного освещения и заглубления отвечают норме, а коэффициент искусственного освещения немного ниже нормы.

Рассчитанные параметры искусственной освещенности я сравнила с измерениями, полученными СанЭпидемСтанцией при проверке освещения школы с помощью люксметра. Было обнаружено, что уровень искусственного освещения в кабинетах русского языка и математики ниже нормы (140 Лк), в кабинетах физики, химии, истории выше нормы (160 – 190 Лк), в остальных кабинетах полученные результаты искусственного освещения соответствуют допустимым значениям СанПиН (150 Лк).

Кроме того, я обнаружила ряд нарушений  норм освещённости: 1) подсветки доски в классах нет; 2) не во всех классах чисто вымыты окна; 3) есть затененность цветами на окнах.

Я решила выяснить, как школьники сами оценивают состояние своего зрения, что они считают основными причинами ухудшения зрения, знают ли они о мерах профилактики.

По итогам опроса увидела, что 82 человека (83%)считают, что имеют хорошее зрение, есть проблемы со зрением – 19 человек (17%).

Основные причины ухудшения зрения (по мнению учеников):

- неправильное освещение (34%);

- длительное пребывание за компьютером (45%);

- длительное пользование сотовым телефоном (24%);

- продолжительный просмотр телепередач (42%).

Опрошенные учащиеся дают следующие рекомендации по изменению освещенности в школе:

- заменить старые окна на новые;

- изменить систему зашторивания;

- заменить старые доски;

- поменять лампы накаливания на лампы дневного света;

- чаще мыть окна.

Учащиеся школы назвали следующие меры профилактики для сохранения зрения:

- употребление в пищу черники, моркови – 18 уч-ся;

- упражнения для глаз, тренажёры - 12 уч-ся;

- витамины – 13 уч-ся;

- меньше смотреть телевизор и заниматься на компьютере - 10 уч-ся;

- больше бывать на свежем воздухе - 11 уч-ся.

В ходе работы я изучила состояние зрения учеников нашей школы. При выяснении причин нарушения зрения наших школьников, я пришла к тому же выводу, что и многие ученые. Я подтверждаю, что основными причинами ухудшения зрения являются несоблюдение норм освещенности при работе, нарушение гигиенических правил, в некоторой степени наследственность и сопутствующие заболевания.

Выполняя работу, я ознакомилась с различной литературой, провела исследование освещенности классов, провела опрос учащихся и решила задачи, поставленные перед собой.

По результатам исследования можно дать следующие рекомендации:

- поставить более мощные лампы и менять вовремя перегоревшие;

- установить дополнительное освещение над доской;

- как минимум 2-3 раза в год мыть плафоны,  оконные стёкла;

- для леворуких детей использовать дополнительный источник света,  учителям учитывать посадку таких детей;

- учащихся  ознакомить с нормами освещения и оптимальными нагрузками на глаза в соответствии с санитарно - гигиеническими требованиями.

Я считаю, что проделанная мной работа важна. Она может быть полезной классным руководителям (Приложение 4), медицинскому работнику школы и самим школьникам. Я считаю, что, если, начиная с первого класса, будут:

- проводиться регулярные медосмотры учащихся с отслеживанием результатов состояния зрения;

- соблюдаться санитарно-гигиенические нормы;

- проводиться в школе оздоровительная работа;

- проводиться работа с родителями по сохранению и укреплению зрения учащихся,

то всё это в целом приведёт к сохранению и укреплению здоровья учеников.

Спасибо за внимание.

Изучение состояния зрения учащихся школы и причин его ухудшения
Исследовательская работа
МОУ Стодолищенская СОШ
Автор работы: Карыкова Анастасия, ученица 10 классаРуководитель: Филимонова Е.В., учитель физики
Таблица. Виды заболеваний школьников.
Виды заболеваний
2008
2009
2010
1.Нарушение осанки
35
33
29
2.Снижение зрения
29
34
33
3. Болезни сердца
13
9
11
4.Болезни органов дыхания
9
9
7
5.Болезни органов пищеварения
5
6
9
Объект исследования: учащиеся 7 – 11 классов.
Предмет исследования : состояние зрения учащихся школы.
Цель работы: изучить состояние зрения учеников школы, причины его ухудшения и рекомендовать средства профилактики.
Задачи исследования:-выявить процент учащихся в 5-11 классах, имеющих различные заболевания глаз;-установить основные причины ухудшения зрения;-проверить соответствие освещенности школьных кабинетов санитарно - гигиеническим нормам;-разработать рекомендации для профилактики ухудшения зрения, физкультминутки для глаз.
Методы исследования:
- анализ различной литературы; - беседа со школьной медицинской сестрой; - анкетирование школьников; - наблюдения.
Число учеников с дефектами зрения
Класс
Общее количество учеников
Количество учеников с дефектами зрения
Количество учеников с дефектами зрения (%)
7 А
14
1
7

14
-
-

17
3
18

12
1
8

20
1
5

12
2
17
10
20
2
10
11
7
2
29
Всего
116
12
10
Главные причины нарушения зрения, по мнению медиков:
наследственные факторы и следствие заболеваний;недостаточное естественное и искусственное освещение;несоблюдение санитарно-гигиенических правил при письме, чтении, работе на компьютере.
Определение светового коэффициента
СК
= Sокон / Sпола
СК=9,03:45=0,21
Коэффициент искусственного освещения
8,13м2 / 45 м2 =0,18 (норма 1:4 - 1:5)
(0.20<СК<0.30)
Коэффициент заглубления
3,01 м:6 м = 0,5 (норма 1:2)
Состояние зренияшкольников
Основные причины ухудшения зрения (по мнению учеников):
неправильное освещение ;длительное пребывание за компьютером ;длительное пользование сотовым телефоном ;продолжительный просмотр телепередач;наследственность;курение.
Рекомендации школьников по изменению освещенности в школе:
заменить старые окна на новые;изменить систему зашторивания;заменить старые доски;поменять лампы накаливания на лампы дневного света;чаще мыть окна.
Меры профилактики для сохранения зрения:
употребление в пищу черники, моркови; упражнения для глаз, тренажёры;витамины;меньше смотреть телевизор и заниматься на компьютере; больше бывать на свежем воздухе, заниматься спортом.
Вывод
Основными причинами ухудшения зрения являются несоблюдение норм освещенности при работе, нарушение гигиенических правил, в некоторой степени наследственность и сопутствующие заболевания.
Рекомендации
- установить дополнительное освещение над доской;- как минимум 2-3 раза в год мыть плафоны, оконные стёкла;- для леворуких детей использовать дополнительный источник света, учителям учитывать посадку таких детей;- учащихся ознакомить с нормами освещения и оптимальными нагрузками на глаза в соответствии с санитарно - гигиеническими требованиями;- рекомендовать учащимся употреблять в пищу больше ягод и овощей.

Источник: http://nsportal.ru/ap/library/nauchno-tekhnichesko...