Психосоматика. сахарный диабет

Тема занятия №9. Психосоматика. Психосоматическиерасстройства (методика «Торонтскаяалекситимическая шкала»)

Место проведения: учебная аудитория.

Продолжительность: 2 часа.

Цели занятия: изучить понятие психосоматики и психосоматических расстройств. Ознакомить с классификацией психосоматических расстройств. Разобрать основные аспекты психосоматического подхода в медицине.

Студент должен знать:

  1. Понятие психосоматики и психосоматических расстройств, их классификацию.
  2. Патогенез психосоматозов.
  3. Теории и модели возникновения психосоматических заболеваний.
  4. Понятие алекситимии и психосоматической семьи.
  5. Психосоматический подход в медицине.
  6. Психологические аспекты диагностики и принципы терапии психосоматических заболеваний.
  7. Механизм развития основных органических психосоматических болезней (гипертоническая болезнь, ИБС, бронхиальная астма, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, гипертиреоз, сахарный диабет).

Студент должен уметь:

  1. Дифференцировать соматические заболевания от психосоматических расстройств.
  2. Пользоваться методикой «Торонтская алекситимическая шкала».

Темы проектов, рефератов:

  1. Психосоматический подход в медицине.
  2. Особенности личности и возникновение психосоматических расстройств.
  3. Психосоматическая семья.
  4. Психосоматические заболевания. Злокачественные новообразования.
  5. Психосоматические заболевания. Нарушения дыхательной системы.
  6. Психосоматические заболевания. Нарушения сердечно-сосудистой деятельности.
  7. Психосоматические расстройства. Желудочно-кишечные заболевания.

Рекомендуемая литература:

Основная литература:

  1. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 880 с.: илл.
  2. Клиническая психология: Учебник / Под ред. Б.Д. Карвасарского. - СПб: Питер, 2002.
  3. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика. - М.: Эксмо, 2008.
  4. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. - М.:МЕД-пресс, 1998.

Дополнительная литература:

  1. Абрамова Г.С. Юдчиц Ю.А. Психология в медицине. - М.: Кафедра-М, 1998.
  2. Зейгарник Б.В. Патопсихология. - М.: Изд-во МГУ, 1986.
  3. Лебединский М.С., Мясищев В.Н. Введение в медицинскую психологию. - Л., 1966.
  4. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. - М.: Изд-во МГУ, 1987.

Исходный контроль уровня знаний:

  1. Дайте определение понятию эмоции?
  2. Назовите 10 фундаментальных эмоций по К. Изарду.
  3. Какие основные свойства и функции эмоций вы знаете?
  4. Назовите 5 основных групп эмоциональных переживаний.
  5. Какие индивидуально-психологические особенности переживаний эмоций и чувств вы знаете?
  6. Как влияют индивидуально-психологические особенности переживаний эмоций и чувств на возникновение психосоматических расстройств?
  7. Что такое стресс и в чем его особенности?
  8. Какие основные стадии протекания стресса вы знаете?
  9. Каким образом переживание стрессовой ситуации может повлиять на возникновение психосоматических расстройств?

Основные вопросы темы:

1. Определение и классификация психосоматических расстройств.

2. Теории и модели возникновения психосоматических заболеваний.

3. Психосоматический подход в медицине. Психологические аспекты диагностики и терапии психосоматических заболеваний.

4. Механизм развития основных органических психосоматических болезней (гипертоническая болезнь, ИБС, бронхиальная астма, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, гипертиреоз, сахарный диабет).

Итоговый контроль уровня знаний:

  1. Дайте определение психосоматическим расстройствам.
  2. Назовите четыре группы расстройств, выделяемые в классической психосоматике.
  3. В чём отличие психосоматического расстройства от соматического заболевания?
  4. Чем определяется патогенез психосоматических расстройств?
  5. Какие теории и модели возникновения психосоматических заболеваний вы знаете?
  6. В чем заключается психосоматический подход в медицине и каковы его особенности?
  7. Назовите основные варианты развития психосоматических заболеваний.
  8. Каковы основные принципы терапии психосоматических расстройств?
  9. Данной категории людей характерен внутриличностный конфликт между агрессивными импульсами, стремлением к достижению высоких социальных целей, высоких стандартов социальной жизни и потребностью в зависимости от значимых лиц. Эти лица обычно держатся внешне спокойно, но высказывают много жалоб и часто импульсивны, открыто гнева не выража­ют, при этом у них потенциально накапливаться ярость. Их поведение в целом описывается как чрезмерно адаптивное, уступчивое, ориентированное на социальный успех со стремлением сдерживания как положительных, так и отрицательных аффектов. Какое заболевание может развиться у данной личности?
  10. Возникновению данного заболевания способствуют и неосознаваемые страхи, приводящие к постоянному стрессовому реагированию с гипергликемией, закономерной в реакциях «бегства-борьбы». Заболевание здесь может развиваться из начальной гипергликемии, поскольку реальная реализация психологического напряжения отсутствует. Психические проявления этого состояния разнообразны - расстройства сознания делириозного типа, деперсонализационные и дереализационные феномены, галлюцинаторно-параноидные эпизоды, эйфория. Нередко встречаются разнообразные расстройства восприятия: блеклость или красочность мироощущения (преобладание желтых и синих тонов), расстройства схемы тела, изменения чувства времени и др. Какое это заболевание?
  11. Люди, предрасположенные к возникновению этого вида заболевания, характеризуются торопливостью в ведении дел, нетерпением, чувством постоянной нехватки времени и высокой ответственности за порученное дело. Они обладают неуверенностью в себе, эмоциональной лабильностью, их характеризует «уход в работу», так как ни на что другое у них просто не хватает времени. Какое заболевание имеется ввиду?
  12. У данной категории людей желания зависимости очень сильны, однако отвергаются ими, они лишены покоя и ориентированы на успех. Сознательная установка у них такова: я успешен, деятелен, продуктивен и незави­сим. Одновременно в бессознательном - в точности противоположная установка,- чрезмерно сильная потребность в любви, зависимости и помощи. Потребность в заботе и ласке вызывает хронический бессознательный голод с гиперсекрецией желудоч­ного сока, что особенно опасно для лиц, генетически предрасположенных к данному заболеванию. Какое заболевание может развиться у данной категории людей?
  13. Характеристика личности, при которой снижена способность или затрудненность в вербализации эмоциональных состояний называется _______________ .

Содержательная часть

Определение и классификация психосоматических расстройств

Проблема психосоматических соотношений - одна из наибо­лее сложных проблем современной медицины, несмотря на то, что тесная взаимосвязь психического и соматического замечена и изучается в течение нескольких веков, со времен Гиппократа и Аристотеля. В 1818 году немецкий врач из Лейпцига Я. Хайнрот ввел термин «психосоматический». Ему принадлежали слова: «Причины бессонницы обычно психически-соматические, одна­ко каждая жизненная сфера может сама по себе быть достаточ­ным ей основанием». В общепринятый врачебный лексикон термин «психосоматика» вошел лишь спустя столетие.

Психосоматическое расстройство - нарушения функций внутренних органов и систем, возникновение и развитие которых по большей части связано с нервно-психическими факторами, переживанием острой или хронической психологической травмы, специфическими особенностями эмоционального реагирования личности.

В наиболее распространенной трактовке для психосоматических расстройств характерным является знание значимости психологических факторов как в возникновении, так и в обусловливании ими усиления или ослабления соматического (физического) страдания. Таким образом, критерием отнесения имеющегося физического заболевания к психосоматическим является наличие психологически значимых раздражителей из окружающей среды, которые во времени связаны с возникновением или обострением данного физического нарушения. Такое понимание психосоматических расстройств считается широким, так как к ним относят все нарушения функций внутренних органов и систем, возникновение и развитие которых тесно связано с нервно-психическими факторами, переживанием острой или хронической психологической травмы или со специфическими особенностями личностно-эмоционального реагирования человека на окружающее.

Строго говоря, психосоматическое направление не является самостоятельной медицинской дисциплиной - это подход, учитывающий многообразие причин, приведших к болез­ни. Отсюда многообразие методов и техник, позволяющих рабо­тать с человеком целостно. Именно разобщенность врачебных специальностей и взглядов на человека и привела к потере идеи о целостности в работе врача. У этой проблемы есть свои причины, прежде всего - преобладание анализа как метода в медицинской науке. В настоящее время в медицине описано 10 тысяч симпто­мов и нозологических форм, а для того чтобы успешно справлять­ся с болезнями человека, существует более трехсот медицинских специальностей.

В процессе эволюции человека постепенно нарушался уни­версальный механизм приспособления его психики к окружаю­щей среде. Вместе с изменением психологии человека и среды его обитания проявлялись новые и численно увеличивались имею­щиеся психологические симптомы и синдромы. В ходе эволюции человек приобрел присущие ему как биологическому виду силу, гибкость, подвижность, способность к терморегуляции, опреде­ленные характеристики органов чувств. Древние инстинктивные программы поведения человека помогали противостоять голоду, холоду, нападению врагов и хищников.

По мере развития человеческой истории менялись нагрузки от которых нет программ генетической защиты, и теперь приспо­собление к среде зависит от психических возможностей человека во много раз больше, чем от силы его мышц, крепости костей и сухожилий и скорости бега. Опасным стало не оружие врага, а слово. Эмоции человека, изначально призванные мобилизовать организм на защиту, теперь чаще подавляются, встраиваются в социальный контекст, а со временем извращаются, перестают признаваться их хозяином и могут стать причиной разрушитель­ных процессов в организме (Радченко, 2002).

Психосоматический подход начинается тогда, когда пациент перестает быть только носителем больного органа и рассматрива­ется целостно. Тогда психосоматическое направление можно рас­сматривать и как возможность «исцеления» от деперсонализиро­ванной медицины.

По современным представлениям, к психосоматическим за­болеваниям и расстройствам относят следующие расстройства.

1. Конверсионные симптомы. Невротический конфликт получает вторичный соматический ответ и переработку. Симптом имеет сим­волический характер, демонстрация симптомов может пониматься как попытка решения конфликта. Конверсионные проявления за­трагивают в большей части произвольную моторику и органы чувств. Примерами являются истерические параличи и парестезии, психогенная слепота и глухота, рвота, болевые феномены.

2. Функциональные синдромы. В этой группе находится преоб­ладающая часть «проблемных пациентов», которые приходят на прием с пестрой картиной часто неопределенных жалоб, которые могут затрагивать сердечно-сосудистую систему, желудочно-ки­шечный тракт, двигательный аппарат, органы дыхания или моче­половую систему. Беспомощность врача относительно этой симп­томатики объясняется среди прочего многообразием понятий, которыми обозначаются эти жалобы. Часто у таких больных имеются только функциональные нарушения отдельных органов или систем; какие-либо органические изменения, как правило, не об­наруживаются. В отличие от конверсионных симптомов, отдель­ный симптом не имеет специфического значения, будучи неспеци­фическим следствием нарушенной телесной функции. Александер описал эти телесные проявления как сопровождающие признаки эмоционального напряжения без характерных черт и обозначил их органными неврозами.

3. Психосоматозы - психосоматические болезни в более уз­ком смысле. В основе их - первично телесная реакция на конф­ликтное переживание, связанная с морфологически устанавлива­емыми изменениями и патологическими нарушениями в органах. Соответствующая предрасположенность может влиять на выбор органа. Заболевания, связанные с органическими изменениями, принято называть истинными психосоматическими болезнями или психосоматозами. Первоначально выделяли семь психосоматозов («holy seven»): бронхиальная астма, язвенный колит, эссенциальная гипертония, нейродермит, ревматоидный артрит, язва двенадцатиперстной кишки, гипертиреоз.

Позже этот список расширился - к психосоматическим расстройствам относят рак, инфекционные и другие заболевания.

4. Психосоматические расстройства, связанные с особенностями эмоциональ­но-личностного реагирования и поведения - склонность к травмам и другим видам саморазрушающего поведения (алкоголизм, наркомании, табакокурение, переедание с ожирением и др.). Эти расстройства обусловлены определенным отношением, вытекающим из особенностей личности и ее переживаний, что приводит к поведению, результатом которого является нарушение здоровья. Например, наклонность к травмам характерна для личностей со свойствами, которые противоположны точности, тщательности. Повышенное потребление пищи может пониматься как индикатор престижа, социальной позиции или заменой, компенсацией недовольства.

Влияние психики допустимо и возможно при любых заболеваниях человека, поэтому психосоматическая медицина никогда не ограничивалась изучением только психосоматозов. Психосоматический подход как принцип врачебной деятельности заключается в как можно более тщательном изучении влияния психосоциальных факторов на возникновение и течение любых соматических болезней и психотерапевтическом лечении больных с учетом этих факторов. Однако современное понимание психосоматического направления в медицине состоит в изучении психологических механизмов и факторов возникновения и течения болезней, поиске связей между характером психического стрессового фактора и поражением определенных органов и систем.

Несмотря на то, что слово «психосоматика» употребляется очень часто как в обиходе, так и в научной литературе, на сегод­няшний день не существует единого определения этого термина. В целом его значение вытекает из слов, которые в него входят (ду­ша и тело). С одной стороны, этот термин подразумевает научное направление, которое устанавливает взаимоотношения между пси­хикой и телесными функциями, исследует, как психологические переживания влияют на функции организма, как переживания мо­гут вызывать те или иные болезни. С другой стороны, под терми­ном «психосоматика» подразумевается ряд феноменов, связанных с взаимовлиянием психического и телесного, в том числе целый ряд патологических нарушений. В-третьих, под психосоматикой понимают направление медицины, ставящее своей целью лечение психосоматических нарушений («психосоматическая медицина»). В настоящее время психосоматика является междисципли­нарным научным направлением:

  • она служит лечению заболеваний, и, следовательно, нахо­дится в рамках медицины;
  • исследуя влияние эмоций на физиологические процессы, она является предметом исследования физиологии;
  • как отрасль психологии она исследует поведенческие реак­ции, связанные с заболеваниями, психологические меха­низмы, воздействующие на физиологические функции;
  • как раздел психотерапии она ищет способы изменения де­структивных для организма способов эмоционального реа­гирования и поведения;
  • как социальная наука она исследует распространенность психосоматических расстройств, их связь с культурными традициями и условиями жизни.

В период создания психосоматической медицины как науки, стремившейся преодолеть разрыв между телесным и психиче­ским, была создана жесткая однолинейная модель психосомати­ческого заболевания. В последующем она была заменена пред­ставлением о возможности возникновения любого заболевания при взаимодействии как физических, так и психосоциальных факторов, что привело к многофакторной открытой модели бо­лезни. В силу этого обстоятельства на место проблемы узкого круга психосоматических расстройств пришел интегральный психосоматический подход.

Патогенез психосоматических расстройств чрезвычайно сло­жен и определяется:

  1. неспецифической наследственной и врожденной отягощенностью соматическими нарушениями и. дефектами;
  2. наследственным предрасположением к психосоматиче­ским расстройствам;
  3. нейродинамическими сдвигами (нарушениями деятель­ности ЦНС);
  4. личностными особенностями;
  5. психическим и физическим состоянием во время действия психотравмирующих событий;
  6. фоном неблагоприятных семейных и других социальных факторов;
  7. особенностями психотравмирующих событий.

Перечисленные факторы не только участвуют в происхождении психосоматических расстройств, но и делают индивида уязвимым к психоэмоциональным стрессам, затрудняют психологическую и биологическую защиту, облегчают возникновение и утяжеляют те­чение соматических нарушений.

Эмоциональная реакция, выражающаяся в форме тоски и по­стоянной тревоги, нейро-вегетативно-эндокринных изменений и характерном ощущении страха, является связующим звеном меж­ду психологической и соматической сферой. Полное развитие чувства страха предотвращено защитными физиологическими механизмами, но обычно они лишь уменьшают, а не устраняют полностью эти физиологические явления и их патогенное дейст­вие. Этот процесс можно рассматривать как торможение, то есть состояние, когда психомоторные и словесные выражения тревоги или враждебных чувств блокируются таким образом, что стиму­лы, поступающие из ЦНС, отводятся к соматическим структурам через вегетативную нервную систему и, таким образом, приводят к патологическим изменениям в различных системах органов.

При наличии эмоционального переживания, которое не бло­кируется психологической защитой, а, соматизируясь, поражает соответствующую ему систему органов, функциональный этап поражения перерастает в деструктивно-морфологические изме­нения в соматической системе, происходит генерализация психо­соматического заболевания. Таким образом, психический фактор выступает как повреждающий.

К психосоматическим заболеваниям относят те нарушения здоровья, этиопатогенез которых - истинная соматизация пере­живаний, то есть соматизация без психологической защиты, ког­да при защите душевного равновесия повреждается телесное здо­ровье.

В современной психосоматике различают предрасположен­ность, разрешающие и задерживающие развитие болезни фак­торы. Предрасположенность - это врожденная (например, генетически обусловленная), а при определенных условиях и приобретенная готовность, которая выливается в форму возмож­ного органического или невротического заболевания. Толчком к развитию такого заболевания являются трудные жизненные ситу­ации. Если манифестируют невротические или соматические за­болевания, то они развиваются по собственным закономерно­стям, которые, однако, тесно связаны с факторами окружающей среды. Значение способствующих развитию болезни факторов при хронических заболеваниях стало известно лишь в последнее время. В любом случае для диагностики как психосоматического, так и невротического заболевания необходимо понимание ситуа­ционного характера его происхождения. Констатация наличия психосоматических нарушений не приводит к отрицанию основ­ного диагноза. Если сегодня говорят о психосоматическом, био­психосоциальном заболевании, то это лишь указывает на связь предрасположенность - личность - ситуация.

Человек, находящийся в гармоничных отношениях со своей средой, может перенести экстремальные соматические и психи­ческие нагрузки, избегнув болезни. Однако в жизни встречаются личностные проблемы, которые вызывают настолько тягостную фиксацию и душевный разлад, что в определенных жизненных ситуациях приводят к негативным эмоциям и неуверенности в се­бе. Именно в сложных ситуациях психосоматически отягощен­ные пациенты, проявляющие эмоциональную подавленность, не могут правильно оценить и описать свое состояние.

Таким образом, в современном понимании патогенеза психо­соматических заболеваний признается многофакторность в объ­яснении их природы. Соотношение соматического и психическо­го, то есть влияние предрасположенности и среды, фактическое состояние окружающей среды и ее субъективная переработка, физиологические, психические и социальные воздействия в их совокупности и взаимодополнении - все это имеет значение в качестве взаимодействующих между собой факторов психосома­тических заболеваний.

Теории и модели возникновения психосоматических заболеваний

1. Теория функциональной ассиметрии мозга

По мере социальной адаптации происходит увеличение функциональной асимметрии мозга, которая не пере­ходит определенной границы, обозначенной как критическая зона. В случае социальной дезадаптации, когда функциональная асим­метрия мозга переходит в критическую зону, наблюдается возник­новение психосоматической патологии, которая изменяет работу функционально асимметричных физиологических систем орга­низма и тем самым способствует выходу функциональной асим­метрии мозга из критической зоны. Это приводит к ремиссии пси­хосоматической патологии, которая может иметь различную длительность течения.

Существует несколько теоретических конструктов, обосновы­вающих наличие единого неспецифического фактора риска в воз­никновении и развитии психосоматических заболеваний, где ис­пользуются представления о функциональной ассимметрии мозга. Но одной из основополагающих является концепция алекситимии.

Алекситимия представляет собой психологический симптомокомплекс, проявляющийся на различных уровнях: когнитивном, аффективном и поведенческом. Существенными чертами алекситимического конструкта являются: трудности в идентификации и описании своих чувств; неспособность к дифференциации чувств и телесных ощущений; недостаточность воображения и такие черты когнитивного стиля, как ригидность и конкретность

Алекситимия характеризуется четырьмя типичными призна­ками, в каждом отдельном случае - разной степени выраженно­сти:

1. Своеобразная ограниченность фантазии. Пациенту трудно пользоваться символами, результатом чего является особый тип мышления, который можно определить как механиче­ский, утилитарный, конкретный. Речь идет о мышлении, связанном с текущим моментом и ориентированном на конкретные реальные вещи. Оно почти не затрагивает внут­ренние объекты, лишено колоритности. Пациент утомляет собеседника в разговоре и часто производит впечатление тупости. Такой тип мышления организован прагматически-технично и направлен на механическую и функциональную сторону описываемого.

2. Типичная неспособность выражать свои чувства. Пациент не в состоянии связывать вербальные или жестовые символы с чувствами. Он переживает чувства как нечто неструктуриро­ванное, во всяком случае - не передаваемое словами. Часто пациент описывает свои чувства через окружающих («Моя жена сказала... врач сказал...») либо вместо чувств описывает соматические ощущения.

3.Примечательно, что психосоматические пациенты хо­рошо приспособлены к товарищеским отношениям, что даже определяется как гипернормальность. Их связи с конкретным партнером характеризуются своеобразной «пустотой отношений». Поскольку они не в состоянии разбираться в психологических структурах, их отношения остаются на уровне конкретно-предметного использова­ния объектов.

4.Из-за задержки на симбиотическом уровне и связанного с этим недо­статка дифференцировки субъект-объект выте­кает неспособность пациента к истинным отношениям с объектом и к процессу переноса. Происходит тотальное идентифицирование с объектом: психосоматический боль­ной существует, так сказать, с помощью и благодаря нали­чию другого человека (его ключевой фигуры). Это объяс­няет тот факт, почему потеря (вымышленная или реальная) этой ключевой фигуры («потеря объекта») так часто оказы­вается ситуацией, которая провоцирует наступление болез­ни (или ухудшение ее течения).

Таким образом, алекситимия есть некая совокупность призна­ков, характеризующих психический склад индивидов, которые предрасположены к специфически психосоматическим заболева­ниям.

2. Теория стресса Г. Силье

Как известно, реакция стресса, или универсальный адаптаци­онный синдром, описанный физиологом Гансом Селье, в бук­вальном переводе означает реакцию напряжения. Имеется в виду в первую очередь напряжение адаптационных физиологических механизмов. В рамках данной модели психосоматические рас­стройства рассматриваются как болезни адаптации.

В соответствии со схемой протекания стресса по Г. Селье пер­воначальную стадию стрессовой реакции составляет фаза трево­ги. Это экстренная и в то же время краткосрочная адаптация, во время которой происходит запуск описанной реакции напряже­ния. Она обеспечивается, по представлениям Селье, за счет по­верхностной, легко доступной (как бы по первому требованию) адаптационной энергии. На эндокринном уровне основными «действующими лицами» этой физиологической перестройки вы­ступают в первую очередь гормоны мозгового вещества надпочеч­ников - адреналин и норадреналин.

Далее в результате мобилизации ресурсов организма наступа­ет фаза резистентности. Это стадия средне- и долгосрочной адап­тации, на протяжении которой сохраняются и утилизируются рассмотренные физиологические сдвиги, способствующие повы­шенной сопротивляемости организма (реакция напряжения). На эндокринном уровне это обеспечивается повышением выработки гормонов коры надпочечников. По Селье, на обеспечение подоб­ного состояния затрачивается глубокая адаптационная энергия, истощение запасов которой может быть необратимым. Соответ­ственно, если состояние повышенной сопротивляемости сохра­няется длительное время, превышающее приспособительные воз­можности организма, исчерпывающее его ресурсы, наступает фаза истощения, или срыв адаптации.

Учитывая, что основным видом стресса для современного че­ловека является стресс психоэмоциональный, психосоматические расстройства можно с полным правом на­звать «болезнями неотреагированных эмоций». В современной трактовке они описываются как аффективно обусловленные или аффективносоматические нарушения. Способствуют формированию эмоционально-стрессовых расстройств особенности эмоционального реагирования челове­ка, тесно связанные с типологическими особенностями его лич­ности.

3. Классическая условно-рефлекторная модель и кортико-висцеральная теория (И.П. Павлов)

В 20-30-е годы XX века И.П. Пав­лов с учениками создали физиологическую модель внутреннего психологического конфликта. В опытах над животными было об­наружено, что к развитию соматических нарушений приводит «сшибка» рефлекторных процессов, иначе говоря, одновременная активизация с помощью одного и того же условного стимула кон­фликтующих между собой безусловных рефлексов, например пи­щевого и оборонительного. Таким образом, согласно этой модели, в основе психосоматических расстройств человека также лежит «сшибка» условных рефлексов, имитирующая ситуацию неопреде­ленности, содержащую логически неразрешимые противоречия. Еще один физиологический механизм психологических срывов - образование патологических условных рефлексов.

Клиническим приложением павловской условно-рефлектор­ной теории стала кортико-висцеральная теория К.М. Быкова и И.Т. Курцина (1950-е годы), объясняющая происхождение внут­ренних (точнее - психосоматических) болезней следующим об­разом: кора головного мозга может непосредственно влиять на со­стояние внутренних органов (по механизму условных рефлексов), поэтому непосредственной причиной психосоматических заболе­ваний является нарушение динамики физиологических процессов (баланса возбуждения и торможения) на уровне коры головного мозга. Исходя из этих представлений был предложен неспецифи­ческий метод лечения внутренних болезней с помощью охрани­тельного торможения (длительного искусственного сна).

  • Синдром дефицита удовлетворенности по К. Блюму) является еще одной физиологической моделью психосо­матических и собственно психологических расстройств.

Опыты на животных продемонстрировали нейрофизиологи­ческий механизм, который в естественных условиях лежит в ос­нове возникновения чувства удовлетворения. «Центры удоволь­ствия» мозга выделяют такие нейромедиаторы, как дофамин и серотонин, которые затем инициируют выброс так называемых эндогенных опиатов, или эндорфинов («эндоморфинов»). Что же касается человека, выброс эндогенных опиа-тов - «медиаторов счастья» - создает у него ощущение физического благополучия, вызывает чувство удовлетворения (вплоть до блаженства), эмоци­ональную приподнятость (доходящую до эйфории). Недостаток же эндогенных опиатов вызывает тревогу и депрессию. Под дей­ствием различных факторов, связанных с неестественным (неэкологичным, нефизиологичным) образом жизни современного человека, этот биохимический механизм сбивается. Биологиче­ский «маятник» начинает раскачиваться между крайними поло­жениями - «удовлетворенность» и «дискомфорт» - чаще и с большей амплитудой. В результате человек начинает обостренно чувствовать именно моменты дискомфорта и старается скорее вернуться к удовлетворенности, однако нейромедиаторные ре­сурсы последнего состояния постепенно истощаются. Стремле­ние устранить тревогу и депрессию приводит человека к попыт­кам восполнить лежащий в основе эмоционального дискомфорта биохимический дефицит с помощью следующих средств:

а) приема психоактивных веществ, что ведет к нарушению влечений, к разнообразным химическим формам зависи­мости (алкогольной, наркотической, никотиновой), а так­же к зависимости пищевой - к стремлению употреблять легкоусваиваемые углеводы, что приводит к перееданию;

б) поведения, связанного с риском, будь то навязчивое влечение к азартным играм или многие так называемые экстремальные виды спорта (включающие риск для жизни и здоровья);

в) повышенной агрессивности, в том числе - приводящей к антисоциальному поведению.

Следствием описанного эмоционального дисбаланса являют­ся и разнообразные психосоматические расстройства, возникаю­щие на тревожно-депрессивном фоне.

  • «Психосоматическая» семья - понятие, где принципиально новым в рас­сматриваемом аспекте является попытка привлечения микросоциальных ус­ловий существования человека для объяснения соматических заболеваний, увязывания определенной специфики межличностных отношений в семье с физиологическими процессами в организме. В 70-е годы XX в. набрала силу зародившаяся в 50-е годы системная семейная психотерапия, в рамках которой больного и болезнь рассматривают не изолированно, а в конкретном семейном контексте. Согласно модели С. Минухина, для психо­соматической семьи являются характерными:

1) «сверхвключенность» родителей в жизнь и проблемы ребенка, что ме­шает развитию его самостоятельности, автономии;

2) сверхчувствительность каждого члена к дистрессу других членов семьи;

3) низкая способность менять правила взаимодействия при меняющихся обстоятельствах (ригидность);

4) избегание выражения несогласия и открытого обсуждения конфликтов;

5) ребенок и его болезнь часто играют роль стабилизатора, своеобразного буфера в скрытом семейном или супружеском конфликте (пошатнув­шийся брак родителей скрепляется необходимостью заботы о ребенке). Особый стиль взаимоотношений в такой семье ведет к дефектам развития ребенка в плане невозможности его автономного функционирования, ему ста­новятся необходимыми внешние «объекты-регуляторы» для обеспечения пси­хологического и физиологического равновесия. Таким объектом чаще высту­пает «психосоматическая мать», описываемая как авторитарная, открыто тревожная и латентно враждебная. Отец, неспособный противостоять доми­нантной матери, находится в такой семье на периферии. Сложившиеся непра­вильные семейные взаимоотношения могут формировать у ребенка такие формы поведения, при которых в его психологические реакции включаются и опре­деленные физиологические компоненты, которые становятся привычными и ведут к заболеванию. В других случаях провоцирует экзацеребрацию заболева­ния и утрата привычных «объектов-регуляторов». Например, ребенок вырос и завел свою семью, но зависимость от матери как привычного регулятора его психологических и физиологических функций осталась.

Психосоматический подход в медицине. Психологические аспекты диагностики и терапии психосоматических заболеваний

Лечение психосоматических рас­стройств одними психологическими методами не вызывает достаточно хороших результатов, так что не может быть рекомендовано в качестве единствен­ного метода лечения. Как следствие этого у врачей возникли сомнения в достоверности концепций психосоматической медицины. Большинство, однако, полагают, что хронические и тяжелые стрессы могут играть значительную этиологическую роль в развитии ряда соматических заболеваний.

Кроме влияния типичных стрессов, таких как развод или смерть супруга, ряд специалистов признают, что разные личности склонны к различным психосоматическим заболеваниям, как и разные конфликты также вызывают разные заболевания. В отечественной психоневрологии В.Н. Мясищев (1960) предла­гает при терапии анализ реальных конфликтов, так как некоторые люди не могут «позволить дать себе невроз», а психосоматическое заболевание для личности может быть даже «более престижным». Происходит бессознательное «переключение», связанное с социальным фактором. Выбор симптома, пора­женного органа обусловливается фактором своеобразной «предуготованности» определенной функциональной недостаточностью (врожденной или приобре­тенной) тех или иных органов и систем.

В настоящее время в психосоматической медицине все больший вес приоб­ретают идеи многопричинности (мулытикаузалъности) психосоматических расстройств. Для объяснения и трактовки нарушений все больше привлекаются физиологические данные, усиливается «депсихологизация» исследований в психосоматической медицине. Однако, несмотря на рост числа медико-биоло­гических работ, психологические проблемы в этой области яснее не становятся. Психологическую и психоаналитическую трактовки многих субъективных фе­номенов в психосоматической медицине также заменить пока трудно. С этим связаны попытки создания интегративных моделей здоровья и болезни. Они провозглашают, что все болезни имеют многофакторный генез. Причинные факторы заболевания находятся в сложном взаимодействии и могут быть генетическими, бактериальными, иммунными, пищевыми, психологическими, обус­ловленными поведением и социальными воздействиями.

В последние годы наибольшую популярность приобретает мнение о необхо­димости замены проблемы узкого круга психосоматических расстройств, проблемой психосоматического подхода к любым заболеваниям. В широком смысле этот подход, как отмечает Д.Н. Исаев (1996), охватывает проблемы внутренней картины здоровья и болезни, конверсионных, соматогенных, соматоформных и соматизированных психических и ипохондрических расстройств. Сюда входят и ре­акции личности на болезнь, умирание, смерть, отрыв от семьи, проблемы симу­ляции болезни и искусственно продуцируемых расстройств, в том числе синдро­мы Мюнхгаузена (симуляция больным болезней, которые приводят к операции или другим серьезным медицинским воздействиям) и Полле (спровоцированный синдром Мюнхгаузена - искусственное причинение болезни ребенку его соб­ственной матерью или человеком, который его опекает).

Варианты развития психосоматического заболевания. Ю.М. Губачев, Е.М. Стаб­ровский (1981) выделяют ряд вариантов развития психосоматических заболеваний, из которых следует особо выделить следующие.

1. Ситуационный (первично-психогенный) вариант - на первом плане среди этиологических факторов находится столь длительное воздействие психологи­чески неблагоприятных жизненных условий, что даже развитые возможности защитного резерва (личностного и биологического) не ограждают от формо­вания органической патологии со стороны различных соматических систем.

2. Личностный вариант - главным условием формирования патологии выступает психологически деформированная личность, которая обусловливает затяжной, гипертрофированный и извращенный тип психологического реагирования, становление хронизированного эмоционального напряжения.

К последнему варианту можно отнести и развитие болезни через определенные патологические привычки (переедание, алкоголизм и др.), имеющие личностную обусловленность.

Таким образом, термин «психогенный» нельзя однозначно применять к психосоматическим заболеваниям. При психосоматических заболеваниях психогенный фактор имеет место, но в сложном сочетании с физиологическими факторами. Только сочетание личностных особенностей с определенными свойствами соматических систем (конституция, наследственность, возраст, пол, характер предшествующих заболеваний и определенная дефектность регуляторных и исполнительных механизмов организма) делают реальным становление той или иной болезненной структуры, которую мы называем психосоматическим заболеванием.

Принципы терапии психосоматических заболеваний. Удельный вес психогенных и патофизиологических факторов неоднороден на различных этапах заболевания, что обусловливает и особенности терапевтической тактики при психосоматической патологии.

На первом этапе психосоматического заболевания психогенный фактор и личностные нарушения преобладают, имеется бессознательный психологический конфликт, что и обусловливает ведущую роль психотерапевтических методик лечения на стадии заболевания. Можно применять патогенетическую психотерапию, кот направлена на перестройку системы отношений и установок больного, оптимизацию функционирования механизмов психологической защиты.

На втором этапе психосоматического заболевания усиливаются функционально-соматические нарушения, формируются «порочные круги» патологического функционирования в страдающих системах, усугубляются дни нарушения. Психотерапевтические усилия становятся менее эффективным, требуется более активная медикаментозная коррекция нарушений.

На третьем этапе психосоматического заболевания преобладающими становятся соматические нарушения («органическая» стадия). В терапии используют­ся преимущественно медикаменты и симптоматическая психотерапия (включая коррекцию «масштаба переживаний», коррекцию внутренней картины болезни).

На всех этапах психосоматического заболевания, а также в целях профилак­тики психосоматических реакций у здоровых людей широкую популярность приобрели различные антистрессовые методики релаксации и снятия напряжения. Одним из таких методов релаксации является предложенная в 1932 г. немец­ким психиатром Иоганнесом Генрихом Шульцем аутогенная тренировка. Сущность этого метода заключается в произвольном вызывании мышечной релаксации и в реализации на этом фоне позитивных утверждений о своем здоровье в виде формул самовнушения. Заслуга Шульца состоит в доказательстве того, что при значительном расслаблении мускулатуры возникает особое состояние сознания, позволяющее путем самовнушения воздействовать на различные, в том числе исходно непроизвольные, функции организма.

Механизм развития основных органических психосоматических болезней

Гипертоническая болезнь. Исследования последних десятилетий показали, что повы­шение кровяного давления является неспецифическим биологическим сигналом, подоб­ным, например, лихорадке. Этот сигнал может иметь много разных причин. При эссеннциальной гипертонии имеет место семейная предрасположенность к заболеванию.

С точки зрения теорий специфического стресса для больных с наследственной гипертонической болезнью характерен внутриличностный конфликт между агрессивными импульсами, стремлением к достижению высоких социальных целей, высоких стандартов социальной жизни и потребностью в зависимости от значимых лиц.

Лица с повышенным артериальным давлением обычно держатся внешне спокойно, но высказывают много жалоб и часто импульсивны. Хотя они открыто гнева не выража­ют, но у них может потенциально накапливаться ярость. Их поведение в целом описывается как чрезмерно адаптивное, уступчивое, ориентированное на социальный успех со стремлением сдерживания как положительных, так и отрицательных аффектов.

Таким образом склонность к подавлению (репрессии) свойственных личности боль­ных гипертонией агрессивных тенденций способствует накоплению и хронификации стрессовых воздействий. Такие личности мало адаптированы к стрессовым ситуациям, особенно типа изменений жизненного стереотипа.

В комплексной терапии гипертонической болезни, наряду с гипотензивными сред­ствами, широко применяется поддерживающая и поведенческая психотерапия. Хоро­ший эффект оказывает аутогенная тренировка и другие релаксационные методики, а также биоподкрепление (БОС). Возможно применение методов психотерапии, которые направлены на изменение неправильных позиций в отношениях больного к разным сферам жизни. Наиболее часто с этими целями используется групповая психотерапия.

Стенокардия и инфаркт миокарда. Изучение людей с ишемической болезнью сердца (ИБС) показало, что они характеризуются торопливостью в ведении дел, нетерпением, чувством постоянной нехватки времени и высокой ответственности за порученное дело. Они обладают неуверенностью в себе, эмоциональной лабильностью, их характеризует «уход в работу», так как ни на что другое у них просто не хватает времени.

В лечении ИБС применяются различные специфические препараты, а для ослабления психологических реакций назначают транквилизаторы. Психотерапия направлена на поддержку веры в выздоровление, ослабление стресса, компульсии и напряжения. Принципы психотерапии в общих чертах сходны с таковыми при гипертонической болезни.

Бронхиальная астма. В ее появлении существенное значение имеют истерические личностные черты, повышенная ипохондричность, осознаваемая тревога. В симптомах бронхиальной астмы усматривают символическое выражение внутриличностного конфликта между потребностью больного человека в нежности и страхом перед ней, а также противоречивость в решении проблемы «брать и давать». Чаще всего в семьях таких больных родители стремятся к контролированию и подавлению инициативы своих детей, запрещению спонтанных эмоциональных проявлений, так как в такой семье считается неприличным проявлять свои истинные чувства. Приступы бронхиальной астмы по мнению Р. Александер, развиваются при фрустрации повышенной у астматиков бессознательной потребности в зависимости, а у детей - потребности в защите и ласке со стороны матери (или лица, ее заменяющего).

Лечение бронхиальной астмы комплексное - терапевтом, аллергологом и психотерапевтом. В лечении используют самые разнообразные виды психотерапии - индивидуальную, групповую, поведенческую, гипноз. Большое значение в ходе терапии имеет преодоление выраженной зависимости больного астмой от своего врача, обучение воз­можности самостоятельно облегчать приступ, освоение техник расслабления и различ­ных дыхательных упражнений.

Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки. К язвенной болезни может приводить неспецифический стресс, который обусловливает гиперактивность желудка и гиперсекрецию пепсина, в результате чего формируется язва. Сторонники специфичес­ких теорий выдвигают на первое место формирование характерного бессознательного конфликта при хронической фрустрации выраженной у язвенной личности потребности в зависимости. Потребность в заботе и ласке вызывает хронический бессознательный голод с гиперсекрецией желудоч­ного сока, что особенно опасно для лиц, генетически предрасположенных к язве.

Созданы и разнообразные типологии (профили) язвенных больных. В частности, в отношении манифестного поведения в литературе различают пассивный и гиперактивный тип язвенного больного. Пассивный язвенный тип склонен к субдепрессивному фону настроения и прямо выражает свои потребности в зависимости. Полагают, что язвенный приступ наступает тогда, когда эти бессознательные или сознательные потребности в зави­симости встречают отказ. При гиперактивном язвенном типе желания зависимости очень сильны, однако отвергаются больными. Гиперактивный тип лишен покоя и ориентирован на успех. Сознательная установка его такова: я успешен, деятелен, продуктивен и незави­сим. Одновременно в бессознательном мы находим в точности противоположную установку чрезмерно сильной потребности в любви, зависимости и помощи.

Психотерапия направлена на конфликт, связанный с зависимостью больного. Если пассивный тип язвенника ищет защиты в общении с врачом, то для гиперактивного типа нужна иная тактика: следует иметь в виду его раздвоенность между стремлением к неза­висимости и одновременной потребностью в пассивной зависимости. Для пассивного типа пригодна, в частности, суппортивная форма терапии, то есть психотерапевтическая поддержка и осторожное управление поведением. При этом больной должен иметь воз­можность выразить свою потребность в зависимости, не боясь негативной оценки врача. Уменьшению внутреннего стресса поможет попытка облечь конфликт в слова с обсужде­нием проблемы на рациональном уровне. Однако в острой фазе заболевания работа по конфликту считается преждевременной, лучше сначала сосредоточиться на обсуждении необходимых изменений в поведении и быту. Полезны биоподкрепление и релаксацион­ные методики. Комплексная терапия включает диету и специальные медикаменты.

Язвенный колит. У лиц с хроническим воспалением и язвами толстого кишечника преобладают компульсивные личностные черты. Эти больные опрятны, любят порядок, пунктуальны, а свой гнев выражают весьма сдержанно. Р. Александер полагает, что у таких личностей ключевым моментом является также фрустрированная потребность своей зависимости. Агрессивные тенденции по отношению к объекту своей зависимости приводят к бессознательному чувству вины и тревоги, которые «облегчаются» кровавым поносом. У 60% больных обострению предшествуют депрессивно окрашенные жизнен­ные ситуации с переживанием действительной или воображаемой потери объекта. Боль­ные чаще происходят из семей, в которых вообще мало говорят о чувствах. У больных низкая самооценка и они весьма чувствительны к собственным неудачам. Потеря отно­шений с ключевой фигурой бессознательно переживается больными как угроза соб­ственному существованию. Больным явно недостает сознательного переживания агрес­сии и соответствующего поведения.

Во время обострения показана поддерживающая психотерапия, соответствующее медикаментозное лечение. При хроническом латентном течении показаны более интерпретативные виды психотерапии. Важно умение врача терпеливо выслушивать больного и осторожно стимулировать его к активности и автономности.

Гипертиреоз. Заболеванию часто предшествует сильное переживание, характерна семейная предрасположенность к болезни. Двигательное и внутреннее беспокойство, возбуждение и раздражительность являются следствием повышенной секреции гормо­нов щитовидной железы. В личностном плане мы находим у больных постоянную активность, готовность перевыполнять свои задания. Они производят впечатление лич­ностной зрелости, но она адекватна не всем ситуациям и лишь с трудом скрывает их страх и слабость. Согласно психодинамической теории, в детстве эти больные испыты­вали сильную привязанность и зависимость от матери, поэтому они не переносят угрозы потери любви. Фрустрация детской жажды к зависимости приводит к преждевременному самоутверждению. В лечении необходимы транкви­лизаторы и поддерживающая психотерапия.

Сахарный диабет. В отношении этого заболевания есть данные о том, что развитию диабета способствуют внутриличностные конфликты, которые компенсаторно удовлетворя­ются актом еды. Здесь проявляется как бы символическая психологическая формула: еда равна любви. Это ведет к стабильной гипергликемии, которая ослабляет секреторную деятельность островков Лангерганса поджелудочной железы. Одновременно, как следствие отождествления пищи с любовью, уничтожается эмоция голода. Состояние голода усилива­ется независимо от принятия пищи. Формируется «голодный» метаболизм, который соот­ветствует метаболизму больного диабетом. Способствуют диабету и неосознаваемые страхи, приводящие к постоянному стрессовому реагированию с гапергликемией, закономерной в реакциях «бегства-борьбы», по Г. Селье. Диабет здесь может развиваться из начальной гипергликемии, поскольку реальная реализация психологического напряжения отсутствует. Психические проявления гипогликемического состояния разнообразны - расстройства сознания делириозного типа, деперсонализационные и дереализационные феномены, галлюцинаторно-параноидные эпизоды, эйфория. Нередко встречаются разнообразные расстройства восприятия: блеклость или красочность мироощущения (преобладание желтых и синих тонов), расстройства схемы тела, изменения чувства времени и др. (синдром Benedek). Гипогликемия негативно влияет на когнитивные способности больных.

В лечении сахарного диабета большое значение имеет диета и использование сахароснижающих препаратов, прежде всего инсулина. Больным сахарным диабетом показа­ны антистрессовые и поведенческие психотерапевтические методики, коррекция внутриличностной конфликтности.

Таким образом, психосоматические расстройства, расположенные в континууме здоровье - болезнь, представляют трудности в диагностике. Вследствие этих причин пациенты, так называемые «трудные больные», чьи расстройства находятся на стыке психиатрии, клиники внутренних болезней и неврологии, месяцами или даже годами не находят понимания и эффективной помощи у врачей-терапевтов, не владеющих достаточными знаниями и опытом психопатологической диагностики, психофармакотерапии и психотерапии. Это основная группа больных так называемого «медицинского лабиринта».

У специалиста требуется умение понять проблему и выявить симптоматику, а самое главное - найти путь к ее решению.

Практика показывает: психотерапия в работе врача может быть по настоящему эффективной в том случае, когда используются приемы, предусматривающие коррекцию и личности, и нарушений морфологии и функций заинтересованного органа непосредственно. Для создания таких лечебных шаблонов (схем) недостаточно знаний только по психотерапии или только медикаментозной терапии. Необходимо их объединение.

Практическая часть

Методика: Торонтская Алекситимическая Шкала (ТАС)

Определение уровня алекситимии

Под алекситимией понимают сниженную способность или затрудненность в вербализации эмоциональных состояний. Алекситимическая личность характеризуется труд­ностями в определении и описании собственных переживаний, сложностью в различении чувств и телесных переживаний, снижением способности к символизации, о чем свидетельствует бедность фантазии, воображения, большей сфокусированностью на внешних событиях, чем на внутренних переживаниях Указанные особенности вызывают трудности в осознании эмоций и когнитивной переработки аффекта, что ведет к усилению физиологических реакций на стресс. Клинический опыт подтверждает это предположение. Уровень алекситимии измеряется при помощи специального опросника - Торонтской Алексетимической Шкалы, адаптированной в Институте им. В.М. Бехтерева.

Инструкция испытуемому. Прочтите утверждения опросника и укажите, в какой степени вы согласны или не согласны с каждым из следующих утверждений (ставьте «+» в соответствующей колонке) Дайте только один ответ на каждое утверждение: 1) совершенно не согласен, 2) скорее не согласен, 3) ни то, ни другое, 4) скорее согласен, 5) совершенно согласен.

Текст опросника

Утверждения

Совершенно не согласен

Скорее не согласен

Ни то, ни другое

Скорее согласен

Совершенно согласен

 

1

2

3

4

5

1. Когда я плачу, всегда знаю, почему

 

 

 

 

 

2. Мечты - это потеря времени

 

 

 

 

 

3. Я хотел бы быть не таким застенчивым

 

 

 

 

 

4. Я часто затрудняюсь определить, какие чувства испытываю

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Я часто мечтаю о будущем

 

 

 

 

 

6. Мне кажется, я так же способен легко заводить друзей, как и другие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Знать, как решать проблемы, более важно, чем понимать причины этих решений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Мне трудно находить правильные слова для моих чувств

 

 

 

 

 

9. Мне нравится ставить

людей в известность о своей позиции по тем или иным вопросам

 

 

 

 

 

10. У меня бывают физические ощущения, которые непонятны даже докторам

 

 

 

 

 

11. Мне недостаточно знать, что привело к такому результату, мне необходимо знать, почему и как это происходит

 

 

 

 

 

12. Я способен с легкостью описать свои чувства

 

 

 

 

 

13. Я предпочитаю анализировать проблемы, а не просто их описывать

 

 

 

 

 

14. Когда я расстроен, не знаю, печален ли я, испуган или зол

 

 

 

 

 

15. Я часто даю волю воображению

 

 

 

 

 

16. Я провожу много времени в мечтах, когда не занят ничем другим

 

 

 

 

 

17. Меня часто озадачивают ощущения, появляющиеся в моем теле

 

 

 

 

 

18. Я редко мечтаю

 

 

 

 

 

19. Я предпочитаю, чтобы все шло само собой, чем понимать, почему произошло именно так

 

 

 

 

 

20. У меня бывают чувства, которым я не могу дать вполне точное определение

 

 

 

 

 

21. Очень важно уметь разбираться в эмоциях

 

 

 

 

 

22. Мне трудно описывать свои чувства по отношению к людям

 

 

 

 

 

23. Люди мне говорят, чтобы я больше выражал свои чувства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24. Следует искать более глубокие объяснения происходящему

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25. Я не знаю, что происходит у меня внутри

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26. Я часто не знаю, почему я сержусь

 

 

 

 

 

Обработка и интерпретация данных. Подсчет баллов осуществляется таким образом:

1) ответ «совершенно не согласен» - оценивается в 1 балл, «скорее согласен» - 2, «ни то, ни другое» - 3, «скорее согласен» - 4, «совершенно согласен» - 5. Эта система баллов действительна для пунктов шкалы 2,3,4,7,8,10,14,16,17 18,19,20,22,23,25,26,

2) отрицательный код имеют пункты шкалы 1, 5, 6, 9, 11, 12, 13, 15, 21 24. Для получения итоговой оценки в баллах, следует проставить противоположную оценку по этим пунктам (то есть оценка 1 получает 5 баллов, 2-4, 3-3, 4-2, 5-1);

3) сумма баллов по всем пунктам и есть итоговый показатель «алекситимичности».

Теоретическое распределение результатов возможно от 26 до 130 баллов. По данным авторов методики, «алекситимический» тип личности получает 74 балла и выше «неалекситимический» тип личности набирает 62 балла и ниже. Ученые Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, адаптировавшие методику, выявили средние значения показателя алекситимии у нескольких групп испытуемых: контрольная группа здоровых людей - 59,3 ± 1,3, группа больных с психосоматическими расстройства-ми - 72,09 ± 0,82, группа больных неврозами - 70,1 ± 1,3.

Тестовый контроль знаний

1. В классической психосоматике выделяют три группы расстройств, кроме:

1) конверсионных расстройств

2) «органных неврозов»

3) психосоматических заболеваний в узком смысле слова

4) вегетозов

2. Алекситимией называется:

неспособность испытывать яркие переживания

1) неспособность сопереживать

2) неспособность сконцентрировать внимание на своих чувствах

3) неспособность даже короткое время быть в одиночестве

4) неспособность точно описать свое эмоциональное состояние

3. Тип воспитания, включающий чрезмерное внимание и контроль со сто­роны взрослых, навязывание своего мнения по любому вопросу, диктование каждого шага, ограждение от опасностей, культивирование осторожности, обозначается:

1) «кумир семьи»;

2) гиперопека;

3) гипоопека;

4) «ежовые рукавицы»;

5) парадоксальная коммуникация

4. Данной категории людей характерен внутриличностный конфликт между агрессивными импульсами, стремлением к достижению высоких социальных целей, высоких стандартов социальной жизни и потребностью в зависимости от значимых лиц. Эти лица обычно держатся внешне спокойно, но высказывают много жалоб и часто импульсивны, открыто гнева не выража­ют, при этом у них потенциально накапливаться ярость. Их поведение в целом описывается как чрезмерно адаптивное, уступчивое, ориентированное на социальный успех со стремлением сдерживания как положительных, так и отрицательных аффектов. Какое заболевание может развиться у данной личности.

1) гипертиреоз

2) сахарный диабет

3) язвенный колит

4) гипертоническая болезнь

5. В появлении данного заболевания существенное значение имеют истерические личностные черты, повышенная ипохондричность, осознаваемая тревога. Чаще всего в семьях таких больных родители стремятся к контролированию и подавлению инициативы своих детей, запрещению спонтанных эмоциональных проявлений, так как в такой семье считается неприличным проявлять свои истинные чувства.

1) гипертоническая болезнь

2) бронхиальная астма

3) ишемическая болезнь сердца (ИБС)

4) гипертиреоз

6. Возникновению данного заболевания способствуют и неосознаваемые страхи, приводящие к постоянному стрессовому реагированию с гипергликемией, закономерной в реакциях «бегства-борьбы». Заболевание здесь может развиваться из начальной гипергликемии, поскольку реальная реализация психологического напряжения отсутствует. Психические проявления этого состояния разнообразны - расстройства сознания делириозного типа, деперсонализационные и дереализационные феномены, галлюцинаторно-параноидные эпизоды, эйфория. Нередко встречаются разнообразные расстройства восприятия: блеклость или красочность мироощущения (преобладание желтых и синих тонов), расстройства схемы тела, изменения чувства времени и др.

1) ишемическая болезнь сердца (ИБС)

2) гипертиреоз

3) сахарный диабет

4) язвенный колит

7. Люди, предрасположенные к возникновению этого вида заболевания, характеризуются торопливостью в ведении дел, нетерпением, чувством постоянной нехватки времени и высокой ответственности за порученное дело. Они обладают неуверенностью в себе, эмоциональной лабильностью, их характеризует «уход в работу», так как ни на что другое у них просто не хватает времени.

1) гипертоническая болезнь

2) бронхиальная астма

3) ишемическая болезнь сердца (ИБС)

4) гипертиреоз

8. У данной категории людей желания зависимости очень сильны, однако отвергаются ими, они лишены покоя и ориентированы на успех. Сознательная установка у них такова: я успешен, деятелен, продуктивен и незави­сим. Одновременно в бессознательном - в точности противоположная установка,- чрезмерно сильная потребность в любви, зависимости и помощи. Потребность в заботе и ласке вызывает хронический бессознательный голод с гиперсекрецией желудоч­ного сока, что особенно опасно для лиц, генетически предрасположенных к данному заболеванию. Какое заболевание может развиться у данной категории людей.

1) гипертоническая болезнь

2) бронхиальная астма

3) язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки

4) ишемическая болезнь сердца (ИБС)

9. Заболеванию часто предшествует сильное переживание, характерна семейная предрасположенность к болезни. Двигательное и внутреннее беспокойство, возбуждение и раздражительность являются следствием повышенной секреции гормо­нов щитовидной железы. В личностном плане у больных наблюдается постоянная активность, готовность перевыполнять свои задания. Они производят впечатление лич­ностной зрелости, но она адекватна не всем ситуациям и лишь с трудом скрывает их страх и слабость. В детстве эти больные испыты­вали сильную привязанность и зависимость от матери, поэтому они не переносят угрозы потери любви.

1) гипертоническая болезнь

2) бронхиальная астма

3) ишемическая болезнь сердца (ИБС)

4) гипертиреоз

10. У лиц с этим видом заболевания преобладают компульсивные личностные черты. Эти больные опрятны, любят порядок, пунктуальны, а свой гнев выражают весьма сдержанно. Боль­ные чаще происходят из семей, в которых вообще мало говорят о чувствах. У больных низкая самооценка и они весьма чувствительны к собственным неудачам. Потеря отно­шений с ключевой фигурой бессознательно переживается больными как угроза соб­ственному существованию. Больным явно недостает сознательного переживания агрес­сии и соответствующего поведения.

1) язвенный колит

2) бронхиальная астма

3) ишемическая болезнь сердца (ИБС)

4) гипертиреоз

11. В отношении этого заболевания есть данные о том, что его развитию способствуют внутриличностные конфликты, которые компенсаторно удовлетворя­ются актом еды. Здесь проявляется как бы символическая психологическая формула: еда равна любви. Это ведет к стабильной гипергликемии, которая ослабляет секреторную деятельность островков Лангерганса поджелудочной железы. Одновременно, как следствие отождествления пищи с любовью, уничтожается эмоция голода. Состояние голода усилива­ется независимо от принятия пищи. Формируется «голодный» метаболизм, который соот­ветствует метаболизму больного данным заболеванием.

1) ишемическая болезнь сердца (ИБС)

2) гипертиреоз

3) сахарный диабет

4) язвенный колит

12. Лица со склонностью к подавлению (репрессии) агрессивных тенденций, способствующей накоплению и хронификации стрессовых воздействий. Такие личности мало адаптированы к стрессовым ситуациям, особенно типа изменений жизненного стереотипа. Какое заболевание может развиться у данной личности.

1) ишемическая болезнь сердца (ИБС)

2) гипертиреоз

3) сахарный диабет

4) язвенный колит

13. В симптомах данного заболевания усматривают символическое выражение внутриличностного конфликта между потребностью больного человека в нежности и страхом перед ней, а также противоречивость в решении проблемы «брать и давать». Приступы и ухудшения, развиваются при фрустрации бессознательной потребности в зависимости, а у детей - потребности в защите и ласке со стороны матери (или лица, ее заменяющего).

1) язвенный колит

2) бронхиальная астма

3) ишемическая болезнь сердца (ИБС)

4) гипертиреоз

14. Нарушение функций внутренних органов и систем, возникновение и развитие которых по большей части связано с нервно-психическими факторами, переживанием острой или хронической психологической травмы, специфическими особенностями эмоционального реагирования личности.

1) невротические расстройства

2) стресс

3) психоз

4) психосоматические расстройства

15. Характеристика личности, при которой снижена способность или затрудненность в вербализации эмоциональных состояний.

16. Для психосоматической семьи является характерными:

1) сверхвключенность родителей в жизнь и проблемы ребенка

2) открытое выражение несогласия и обсуждение конфликта

3) личность отца выступает как доминирующая

4) ригидность членов семьи

5) сверхчувствительность каждого члена к бедам других членов семьи

17. Соматизированные формы неврозов «неврозы органов», являющиеся неспецифичным следствие телесного (физиологического) сопровождения эмоций и других психических состояний.

1) психосоматический синдром

2) психосоматозы

3) конверсионные симптомы

4) психосоматические расстройства, связанные с особенностями эмоционального реагирования и поведения личности

18. Символическое выражение невротического (психологического) конфликта, проявляющееся в истерических параличах, психогенной слепоте и глухоте и т.д.

1) психосоматический синдром

2) психосоматозы

3) конверсионные симптомы

4) психосоматические расстройства, связанные с особенностями эмоционального реагирования и поведения личности

19. В основе этой группы психосоматических расстройств первично лежит телесная реакция на конфликтное переживание, связанная с морфологически устанавливаемыми патологическими изменениями в органах.

1) психосоматический синдром

2) психосоматозы

3) конверсионные симптомы

4) психосоматические расстройства, связанные с особенностями эмоционального реагирования и поведения личности

20. Расстройства, обусловленные определенным отношением, вытекающим из особенностей личности и её переживаний, что приводит к поведению, результатом которого является нарушение здоровья.

1) психосоматический синдром

2) психосоматозы

3) конверсионные симптомы

4) психосоматические расстройства, связанные с особенностями эмоционального реагирования и поведения личности

Ответы

Номер вопроса

Ответ

Номер вопроса

Ответ

Номер вопроса

Ответ

Номер вопроса

Ответ

1

алекситимия

4

3

7

4

10

4

2

1,4,5

5

2

8

5

 

 

3

1

6

4

9

2

 

 

Источник: http://www.rae.ru/monographs/90-3157